Персона недели: Валерий Плотников

PreviousNext

20 октября отмечает свой юбилей самый знаменитый фотохудожник СССР и России — Валерий Плотников. Больше чем за 40 лет творческой деятельности Валерий Плотников создал портретную галерею самых выдающихся людей современности. Его называют фотографом-режиссером, великим художником фотографии, неимоверным эстетом и человеком вне времени. Плотников не ловит момент, он создает его сам: выбирает атмосферные локации, подбирает реквизит, до мелочей продумывает костюм героя и интерьер. Сама съемка, по словам Валерия Федоровича, всего лишь последняя деталь, при этом не самая главная. Без фото Валерия Плотникова не обходился ни один советский глянцевый журнал. Он задумывает фотографию, как кинопостановку или художественное полотно, умеет разглядеть в самых известных людях то, что не увидит ни один даже самый верный поклонник. Сам художник говорит, что он «снял всех, кого хотел».

Возможно, его имя известно далеко не всем, но его работы видели миллионы. Он стал известен в ту эпоху, когда звезд театра и кино можно было запросто встретить на улице, у них не было охраны и они не прятались от объективов папарацци. А своих кумиров хотели видеть многие, не только в кино, но и на обложках журналов, в календарях, — так близко, как это возможно. Не зря же говорят, что некоторые актеры как будто становятся родными. Одна из причин — их фотографии, и Валерий Плотников делал и продолжает это делать как никто другой. Плотникову удавалось сделать фотографии людей, которые отказывались сниматься принципиально. Например, культовый режиссер Микеланджело Антониони не выносил фотографов. Единственный в СССР человек, кому он позволил себя снимать — Валерий Плотников. Остался уникальный кадр со свадьбы Тонино Гуэрра и Лоры Яблочкиной, где Антониони был свидетелем. На ней он улыбается! А ведь режиссера называли «поэтом отчуждения и некоммуникабельности» …

Валерий Плотников родился 20 октября 1943 года в эвакуации, а осенью 1945 года его семья вернулась в родной город. Он учился в художественной школе при Академии Художеств в одном классе с Михаилом Шемякиным и Олегом Григорьевым. Потом был художественный институт и служба на Северном флоте. После службы в армии Плотников поступил во ВГИК, но с кинопроизводством связывать свою жизнь не стал, и по окончании института в 1969 году профессионально занялся фотографией. Плотников вспоминал, что, еще будучи мальчиком, он жил в центре Ленинграда, где располагалось сразу несколько театров, и каждый день наблюдал, как люди проходят мимо любимых писателей, поэтов, драматургов, не зная их в лицо. Именно тогда у него впервые появилась мысль: надо запечатлеть свое поколение, чтобы люди искусства были узнаны народом. И у него получилось. Он взял псевдоним — Валерий Петербургский, под которым выступал до тех пор, пока Ленинград не переименовали обратно в Санкт-Петербург. Интересно, что такой псевдоним Валерий Федорович взял именно в качестве протеста против названия Ленинград и пообещал отказаться от него, как только городу вернут его исконное название. И после того, как это произошло, он в шутку начал представляться человеком, который вернул городу его истинное название. Кстати, его первая персональная выставка прошла именно в Ленинграде, в Доме кино, всего через семь лет после окончания ВГИКа.

Как-то раз ему задали вопрос: «Каким характером должен обладать современный фотограф?». Валерий Плотников ответил просто: «Фотограф должен любить жизнь, восхищаться жизнью. Если вы любите природу, людей и мир вокруг себя, и получаете удовольствие от того, что живете, вы сможете делать по-настоящему хорошие фотографии».

Про Плотникова говорят, что у него сложный характер, и он дотошный и принципиальный человек. Рассказывают, как он целый год ждал «правильного» солнца, чтобы сфотографировать актрису Ирину Купченко в усадьбе Архангельское. Как раз очень кстати за год ожидания появился и костюм, подходивший для фотосъемки, — его сшил Вячеслав Зайцев в двух вариантах, черном и белом. Но в день, когда должна была состояться съемка, полил дождь. Плотников больше не мог откладывать фотосессию, поэтому и он, и актриса, и все организаторы съемки, часами ждали, когда дождь утихнет. В итоге этот портрет Ирины Купченко стал одним из самых известных снимков актрисы.

Легендарная Лиля Брик — муза Маяковского и хозяйка известного литературно-художественного салона поначалу была уверена: молодой фотограф просто не справится. Действительно, это была единственная съемка, на которой Валерий Плотников растерялся. Редакция попросила его снять Брик на фоне жостовских подносов в ее квартире. Он так и сделал. Но образ не получался. Валерий сказал, что аппаратура должна остыть, а сам бродил по квартире. И в итоге нашел идеальное место для съемки — продавленный диван в кабинете. Он уговорил Лилю Брик продолжить фотосессию. С тех пор они стали друзьями.

Ради хорошего кадра Плотников был готов на все: он выпросил дога у прохожей ради снимка Анатолия Солоницына, уговорил Александра Ширвиндта пить в кадре водку и, буквально, ввёл в транс Наталью Аринбасарову, добиваясь от нее нужного ему взгляда во время съемки на сене.

Он снимал Владимира Высоцкого на протяжении долгих лет, до самой его смерти. Последняя съемка — день прощания с Владимиром Семеновичем. Все началось в 1967 году, когда молодой фотограф Валера Плотников попал на концерт Высоцкого. Он сделал множество снимков, которые понравились артисту. Высоцкий не любил фотографироваться, но тут согласился на фотосессию. Именно так появились знаменитые серии фотографий: Высоцкий в образе Гамлета, с бородой, на даче. И знаменитая, «серенадная» серия — Владимир Высоцкий и Марина Влади на кубах. Когда Владимира Высоцкого не стало, Плотников поехал к нему — была договоренность о фотосессии. Фотограф остался ночевать в театре и запечатлел весь этот скорбный день.

За свою карьеру Плотников снял миллионы кадров: актёры, режиссёры, поэты и писатели. Эти фотографии теперь знает весь мир: Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер перед «Поминальной молитвой», Аркадий и Константин Райкины перед спектаклем, Андрей Миронов с граммофоном, Юрий Богатырев, Владимир Войнович, Сергей Аксёнов, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Довлатов, Михаил Барышников, Алла Пугачёва, Сергей Параджанов, Михаил Ульянов, Алла Демидова, Николай Караченцов, Вячеслав Тихонов, Ксения Раппопорт, Анастасия Вертинская, Олег Меньшиков и Сергей Бодров, Владимир Познер, Любовь Полищук, Людмила Гурченко…

Сам Валерий Плотников — «человек за кадром». О его личной жизни известно крайне мало. Он не любит фотографироваться, а в немногочисленных интервью обычно говорит только о работе.