Персона недели: Анатолий Папанов

PreviousNext

Анатолий Дмитриевич Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме, небольшом городе под Смоленском, в семье военного. После выхода отца в отставку, семья Папановых переехала в Москву. Несмотря на то, что Анатолий Папанов рос не в богемной обстановке, можно сказать, что его судьба стать артистом была предопределена еще в раннем детстве: в театральных спектаклях мальчик участвовал еще в дошкольном возрасте. Когда в любительских постановках самодеятельного театра, которым руководил Дмитрий Папанов, случались детские роли, эти роли играли дети актеров-любителей. Так главной страстью Анатолия Папанова стали театр и кинематограф. Как впоследствии признавался сам артист, ради этой страсти он часто пренебрегал учебой в школе, проводя большую часть времени в Доме культуры «Каучук» за просмотром фильмов, концертов и спектаклей. К семнадцати годам Папанов был уже частью театрального коллектива этого Дома культуры, при этом имея некоторый опыт работы в кино: у него была небольшая роль рабочего в фильме «Ленин в Октябре» и участие в массовках фильмов «Ленин в 1818 году», «Минин и Пожарский» и «Суворов».

Буквально через год жизнь Папанова изменилась раз и навсегда, разделившись на «до» и «после»: началась война. С первых дней он ушел на фронт, и почти сразу попал на передовую. Об этом времени Папанов не любил рассказывать, но помнил всю жизнь. На Юго-Западном фронте он получил тяжелое ранение и осенью 1942 года был комиссован по инвалидности.

Богатый театральный опыт позволил Анатолию Папанову в 1943 году поступить сразу на второй курс ГИТИСа. Он пришел в институт, когда вступительные экзамены уже закончились, но для молодого солдата-инвалида сделали исключение. Его согласился прослушать ректор Михаил Тарханов, который был откровенно поражен актерскими способностями бывшего старшего сержанта. Папанову предложили зачисление сразу на второй курс, и мечтавший о театре отставник с радостью согласился. От этого решения все только выиграли.

Окончив институт, Папанов, как и большинство его сокурсников, уехал в Клайпеду для создания нового молодежного театра, но проработал там всего два года. Режиссер театра Сатиры Андрей Гончаров пригласил Анатолия Папанова в Москву, и тот не стал отказываться. В тот момент молодой актер еще не знал, что театр Сатиры станет его основным местом работы на всю жизнь. Главную роль в ставшем родным театре Папанов получил только через шесть лет, и сразу же обрел неимоверную популярность: появились зрители, которые ходили исключительно «на Папанова».

А настоящая всесоюзная слава ждала Анатолия Дмитриевича немного на другом поприще. На экраны вышел фильм Александра Столпера «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова, где Папанов сыграл одного из центральных персонажей эпопеи — комбрига Серпилина. Эта киноработа принесла актеру и первую большую награду: на первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде ему присудили первую премию. А через два года за ту же работу Анатолия Папанова наградили только что учрежденной Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых. К середине 1970-х Папанов стал одним из самых популярных и узнаваемых актеров в СССР. Его театральные работы неизменно становились яркими событиями, но еще больше популярности способствовали роли в кино. Анатолию Папанову всегда удавалось сохранять баланс между комедийными работами и серьезными драматическими ролями. Зрители одинаково любили всех его персонажей, от Дубинского из фильма «Белорусский вокзал» до Лелика из «Бриллиантовой руки» и Волка из «Ну, погоди!».

Последней киноработой Анатолия Папанова стала роль Копалыча в драме «Холодное лето пятьдесят третьего…». Закончить озвучание фильма Анатолий Дмитриевич не успел. В память об актере в фильм включили единственный эпизод, где его герой говорит папановским голосом, после которого шел дикторский текст: «Анатолий Дмитриевич Папанов. Последний кадр. Последняя роль».

Анатолий Папанов отдал любимой профессии больше сорока лет, сыграв десятки ролей в театре и кино и озвучив больше ста мультипликационных персонажей. Этот труд оценен по достоинству: звания народного артиста РСФСР и СССР, всенародная любовь и неугасающая память.