Анатолий Папанов. «От комедии до трагедии»

Документальный фильм

Документальный фильм памяти русского актера Анатолия Дмитриевича Папанова.

Если бы Толе Папанову в детстве сказали, что из него со временем получится великий артист, он, наверное, не поверил бы. Ни воспитание, ни внешность, ни тем более проблемы с дикцией выбору профессии актера не способствовали. Но была мечта! Юный Папанов частенько бывал на «Мосфильме», стараясь, где только возможно, подрядиться в массовку (одним из штурмующих Зимний дворец в фильме «Ленин в Октябре» был именно Папанов). В свободное от этого «хобби» время он работал на заводе. Однажды из-за чьей-то кражи на производстве 15-летнему Анатолию пришлось провести несколько дней в Бутырке.

Когда началась война, Папанов ушёл на фронт. Вернулся инвалидом. Спустя время, когда его спрашивали о ранении, Анатолий Дмитриевич тихо говорил: «Немец мне полпятки срезал». Врачи не верили, что он сможет ходить. Но он смог. И после демобилизации, опираясь на палочку, пришел в ГИТИС. Пришел и поступил.

В ГИТИСе он встретил свою единственную любовь — однокурсницу Надежду Каратаеву. Позже Папанов говорил: «Я — однолюб: одна женщина, один театр». После окончания ГИТИСа Анатолия Дмитриевича пригласили сразу три московских театра: МХАТ, Малый и Вахтангова. А вот его жене места в столичных труппах не нашлось, и ее распределили в Прибалтику. На одной чаше весов оказалась карьера, на другой — семейное счастье. Папанов выбрал последнее, уехав в Клайпеду.

Когда они вернулись, Папанова с трудом взяли в Театр Сатиры. Долгие годы Анатолий Дмитриевич выходил на сцену в ролях «кушать подано», в то время как карьера его жены шла вверх. Невостребованность очень угнетала Папанова. Тоска, отчаяние, неверие в себя и, как следствие, увлечение алкоголем. Жена плакала и задумывалась о разводе. Но в день смерти своей матери Папанов бросил пить. Раз и навсегда.

Жизнь стала налаживаться. В театре появились главные роли. В 63-м году после фильма «Живые и мертвые» пришел успех в кино. «Дайте жалобную книгу», «Зеленый огонек», «Дети Дон-Кихота», «Наш дом», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука» — в среднем Папанов был занят в трех фильмах в год. Середина 80-х оказалась для Анатолия Дмитриевича в творческом плане необычайно плодотворной. Он поставил спектакль по пьесе Горького «Последние», в ГИТИСе работал со студентами. Кино в эти годы он отодвинул на второй план, но только до того момента, пока в его руки не попал сценарий фильма «Холодное лето 53-го». Это был фильм о судьбе его поколения, боль и достоинство которого он пронес через всю жизнь. Эта лента стала для него последней.

Вернувшись в Москву из экспедиции после съемок этого фильма, Папанов встретил соседа, который сообщил ему, что в доме нет горячей воды. «Ничего, помоюсь под холодной», — сказал Анатолий Дмитриевич. Позже врач констатирует: «У него не было инфаркта. У него просто остановилось сердце».
5 августа 1987 года Папанова не стало. 11 августа в Риге должен был идти «Вишневый сад», где Папанов играл Гаева. Это был день его похорон.

Фото

Анатолий Папанов