Настоящий ХХ век

Документальный фильм

Документальный фильм Константина Виноградского посвящен литературной жизни в России ХХ века.

Серия 1. Неслыханные перемены. Фильм посвящен литературной жизни начала XX века, когда «литераторы новаторского склада не призывали бороться за свободу, а жили и творили свободой». Доктора филологических наук рассказывают о направлениях символистов, акмеистов, футуристов и их культурных программах.

Серия 2. Страна-подросток. Эта серия посвящена литературе дведцатых годов. Ведущий Александр Гордон рассказывает о социально-политических условиях нового государства. Николай Богомолов, профессор МГУ и Олег Лекманов, доктор филологических наук, — о самых известных писателях и поэтах послереволюционного периода. Также авторы рассказывают о литературных группах тех лет, например, Лефе («Левый фронт искусств») и «Серапионовых братьях».

Серия 3. Путь планет — путь поэтов. Авторы фильма рассказывают о роли Владислава Ходасевича в литературе 20-х годов, который стал важным связующим звеном между серебряным веком и следующим этапом русской поэзии. В центре фильма «большая четверка» — поэты Марина Цветаева, Анна Ахматова, Осип Мандельштам и Борис Пастернак. О жизни поэтов рассказывают ведущий, Александр Гордон и филологи Московского государственного университета.

Серия 4. Люди и положения. Фильм посвящен прозаикам 1920−30-х годов. Филологи Олег Лекманов и Николай Богомолов рассказывают о Михаиле Булгакове, Михаиле Зощенко, Юрии Олеше, Илье Ильфе и Евгении Петрове.

Серия 5. Летописцы эпохи. Ведущий Александр Гордон, профессоры МГУ и современные писатели рассказывают о любимых темах Горького, прозе «красного графа» Алексея Толстого, о том, как преломилась революция в произведениях Михаила Шолохова и Андрея Платонова.

Серия 6. Давление времени. Фильм рассказывает о том, как советское государство контролировало работу писателей и поэтов. Первым политическое давление почувствовал на себе Евгений Замятин.
Серия 7. Во дни торжеств и бед народных" рассказывает, как жили и работали советские писатели в годы Великой Отечественной войны. Во второй половине 50-х в литературе появилось новое направление — лейтенантская проза. Произведения о войне писали те, кто прошел ее лично в звании младших офицеров — Виктор Курочкин и Василь Быков, Григорий Бакланов и Юрий Бондарев, Вячеслав Кондратьев и Константин Воробьев.
Серия 8. Суровая эпоха. Фильм посвящен послевоенной литературе. После войны встречи своеобразный кружок советских поэтов и писателей организовал Илья Сельвинский в Литературном институте. В этих встречах участвовали Николай Старшинов и Александр Межиров, Эдуард Багрицкий и Евгений Габрилович.
Серия 9. Оттепель. Первые ростки литературной оттепели появились еще и в конце 40-х годов, когда появилась офицерская проза — произведения писателей-фронтовиков. Именно они первыми ощутили ослабление цензуры в 50-х годах прошлого века. После реабилитации репрессированных и развенчания культа личности Сталина литераторы смогли писать более критические произведения.
Серия 10. Русские нобелиаты. Цель фильма — напомнить зрителям о русских писателях, ставших лауреатами престижной литературной премии. Жизнь и творчество каждого писателя авторы старались тесно связать с миром и страной, напоминая о главных событиях данного десятилетия.
Серия 11. Прощание с Матерой. Писатели, по мнению экспертов, в своем творчестве совмещали две большие темы — войну и деревню. Будучи сами выходцами из деревни, они отстаивали достоинство крестьянина, противопоставляя и часто осуждая городскую жизнь. В изображении современной деревенской жизни писатели обращались к традиционным ценностям, они прекрасно знали проблемы жителей села и создали галерею ярких характеров. Самые яркие представители «деревенской прозы» — Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Василий Белов, Фёдор Абрамов, Владимир Тендряков, Борис Можаев и другие.
Серия 12. Феномен «городской прозы» в первую очередь связан с именем Юрия Трифонова. Рассказывается о его судьбе, видеоряд: знаменитый Дом на набережной (так после повести Трифонова стали называть Дом правительства), Литературный институт на Тверском бульваре, Союз писателей на Поварской (улице Воровского). Москву колоритно показали также Фазиль Искандер, Юрий Нагибин, Василий Аксенов, Людмила Петрушевская. Певцом Петербурга в прозе этого периода стал Андрей Битов. Быт провинциального города воссоздан в пьесах Александра Вампилова. Завершается серия сюжетом о Владимире Маканине, в прозе которого город становится философским символом странного и непрерывно меняющегося мира, в котором человек ищет свое место.
Серия 13. Предварительные итоги. Цель фильма — рассказать о России конца XX века, о том, как люди пытались выживать, не растерять себя в момент крушения одной системы. Как происходили попытки построить новую жизнь в такой непредсказуемости? С возвращения литературных изгнанников. В стране появляются первые тиражи книг и имена, запрещенные в советские времена — «Реквием» Ахматовой, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» Войновича и так далее. На родину триумфально возвращается Александр Солженицын.

Фото

Настоящий ХХ век
Настоящий ХХ век
Настоящий ХХ век
Настоящий ХХ век
Настоящий ХХ век
Настоящий ХХ век
PreviousNext