Порезанное кино

Документальный фильм

Мы знаем советское кино наизусть, особенно комедии, помним каждую сцену и фразу. Но, оказывается, некоторые эпизоды из нашего любимого кино изначально существовали совершенно в другом виде. Одни были порезаны и поменяли смысл, другие добавлены, а некоторые и вовсе пошли в корзину. Иногда из-за требований цензуры, иногда из-за перебора хронометража, а иногда из-за нелогичности и излишней двусмысленности. Стали ли от этого фильмы лучше или хуже? Как бы выглядело наше любимое кино, если бы эти сцены остались?

Мы восстановим справедливость — вернем вырезанные сцены в фильмы и посмотрим, как они бы выглядели с ними! А те фрагменты, которые не сохранились, попробуем восстановить доступными средствами.

«Иван Васильевич меняет профессию». В нем был вырезан финал — побег Жоржа Милославского. Он, в белом смирительном халате, вырывается, убегает и сначала прячется в телефонной будке, а затем прыгает на речной трамвай. Уже находясь в безопасности, он сидит на палубе и улыбается двум симпатичным девушкам по обе стороны от себя. Но вот катер уходит под мост, а когда вновь появляется в кадре, то вместо девушек рядом с Жоржем… уже сидят милиционеры. Мы нашли эти вырезанные кадры и покажем их зрителям! А также выясним почему оригинальный финал не устроил редакторов.

А в «Кавказской пленнице» было вырезано начало. Леонид Гайдай планировал такую сцену: Балбес пишет на заборе букву Х, потом выходит Бывалый и пишет У, а затем подбегает Трус и дописывает — …ДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм. В интернете есть мультяшная зарисовка с этой сценой. Мы показали ее специалистам — это реально было сделано во времена Гайдая или нет? Узнаете из нашего фильма.

Сохранилась и вырезанная сцена и из фильма «Служебный роман», когда Бубликов чуть не убил Шурочку. Помните этот момент, когда он пришёл на работу и увидел свой траурный портрет и венок? В сегодняшней версии все заканчивается на том, как Шурочка убегает от Бубликова в лифт. Но у Рязанова было целое продолжение. Разозлившийся Бубликов помчался за Шурочкой, и она прибежала к коллегам с криками о помощи. Эти кадры тоже сохранились, правда, без озвучки. Но мы нашли архивные съёмки, где актриса Людмила Иванова озвучивает саму себя в этой сцене!

Также в «Служебном романе» вырезали две производственные гимнастики — сохранились фотографии. А еще мы покажем эксклюзивные кадры со съемок, которые изменят отношение зрителей к героине Ольге Рыжовой — в исполнении Светланы Немоляевой, которая так настойчиво требовала внимания от Самохвалова!

В фильмах по требованиям цензуры вырезались не только сцены, но и слова. Так, в «Иване Васильевиче» в сцене приема шведского посла цензорам не понравилась реплика Бунши «Мир, дружба!» (красовавшаяся в те времена чуть ли не на каждой стене в виде лозунга) — и поверх нее записали «Гитлер капут!» Мы наложим на артикуляцию Яковлева первоначальные слова и попробуем сравнить результат!

Увы, многие сцены, которые были вырезаны, не сохранились. Но с помощью воспоминаний режиссеров и актеров этих картин, мы попробуем сами восстановить их и добавить в сюжет. Например, из того же фильма «Иван Васильевич меняет профессию» убрали изображение голой женщины на авторучке, которую вор Милославский нашел в квартире Шпака. Остался только общий план. Мы найдем такую же ручку и добавим крупный план — посмотрим, как это будет смотреться!

Многие сцены остались только в рассказах очевидцев событий. Доснять их у нас не выйдет — так как в кадре были актеры. Так что мы попробуем восстановить их в «устных преданиях» со слов участников съемок. В первую очередь доставалось откровенным сценам — ну или откровенным, в понимании членов худсовета. Мы расскажем, какие сцены и почему были сокращены в фильме «Москва слезам не верит», и «Покровские ворота»

А есть фрагменты, которые вырезали из кино, но потом всё же вернули. Например, сцена в бане в фильме «А зори здесь тихие». Она была очень важна для режиссера! Ростоцкому не нужна была «обнажёнка ради обнажёнки», как это очень часто бывает в современном кино. Он хотел показать страшное противоречие — юные девичьи тела и ужасы войны, которые не дадут этим телам стать женами и матерями… Но во время премьеры картины на телевидении в 1975 году эта сцена была вырезана. Режиссер устроил большой скандал и грозился убрать себя из титров! Сцену в итоге вернули.

Да, мы любим наши советские фильмы за то, какие они есть. Но режиссерам, часто приходилось идти навстречу редактуре, жертвуя ценными кадрами. Во время работы над этим фильмом, стало понятно, — нам жалко абсолютно всех вырезанных сцен. Уверенны, оригинальное, не порезанное кино — полюбилось бы зрителю ничуть не меньше.

ГЕРОИ ФИЛЬМА:
Нина Маслова — актриса, заслуженная артистка России.
Давид Шнейдеров — киножурналист, кинокритик.
Николай Конюшев — ассистент режиссёра фильма «Белое солнце пустыни».
Марина Дюжева — актриса.
Светлана Немоляева — актриса, народная артистка РСФСР.
Карен Аванесян — актёр, пародист, юморист, заслуженный артист России.
Елена Драпеко — актриса, депутат Государственной думы РФ.
Сергей Бычков — доктор исторических наук, историк религии.
Елена Мольченко — актриса, вдова Александра Фатюшина.
Владимир Цукерман — директор Музея трёх актёров.
Галина Данелия-Юркова — вдова режиссёра Георгия Данелия.
Олег Фомин — актер, режиссер
Юлия Рутберг — актриса.

Фото

Порезанное кино