О любви, компромиссах и предчувствиях

Документальный фильм

«Выдающийся кинорежиссер, строгий воспитатель, озорной выдумщик» — с такой формулировкой всеми любимого Александра Наумовича Митту награждали призом «За вклад в кинематограф». «Неисправимый оптимист», как он сам себя называет, автор буквально взорвавшего киноэкраны страны «Экипажа».

За его плечами популярные киноленты и сериалы, навсегда вошедшие в историю отечественного кино: «Друг мой, Колька!», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Звонят, откройте дверь», «Москва, любовь моя», «Граница. Таежный роман».

В нашем фильме Александр Наумович рассказывает, как проходили съемки «Экипажа», почему отказался сниматься в «Экипаже» Олег Даль, как взрывались и горели настоящие самолеты в Домодедове, как его обвинили в съемках слишком откровенных сцен, как он получал добро на фильм от министра транспорта и как в результате сам не попал на премьеру собственного фильма, только за первый год собравшего в кинотеатрах миллионы зрителей. С трудом режиссер говорит о своем детстве: как была арестована мама, как в годы войны маленький Саша оказался в эвакуации в детском доме, как пытался побороть сохранившийся на долгие годы страх оказаться за решеткой. Неизменно бодрый и оптимистичный Александр Наумович до сих пор еле сдерживает слезы, вспоминая подробности своего детства и юности.

Митта первым в СССР решился на съемки необычайно сложной картины. И стал не только родоначальником советского фильма-катастрофы, но и автором пронзительной мелодрамы, снискавшей еще и славу первого эротического фильма в Советском Союзе. В непростые времена Митта опять решился на грандиозный проект, и на телеэкраны страны вышел один из самых знаменитых отечественных многосерийных фильмов — «Граница. Таежный роман». Этот сериал до сих пор популярен и любим зрителем. Так же, как и саундтрек к нему. Песню «Ты неси меня, река» режиссер рискнул написать сам, не будучи музыкантом. Благодаря студентам Александра Наумовича сохранился уникальный видеоматериал со съемок сериала «Граница. Таежный роман». Эти записи вы увидите в нашем фильме.

«Кино — это машина по производству эмоций», — говорит режиссер. И именно этому он учит студентов в своей киношколе, учит их «манипулировать зрителем», вызывать зрительские слезы, смех и ужас и держать в напряжении от самого пролога до конца. Авторы фильма побывали на занятии в мастерской Митты. Для своих студентов Александр Наумович написал книгу, ставшую классикой режиссуры, — «Кино между адом и раем».

Талантливый Митта талантлив во всем. И не только в профессиональном плане, но и в личной жизни. А личная жизнь для режиссера — это настоящая, вечная любовь. Любовь к неординарной женщине, художнице Лилии Майоровой. Энергетика и темперамент Митты помогали ему творить и преодолевать все препятствия, но уговорить жену раскрыть зрителю подробности их взаимоотношений — вот что действительно непросто! По мнению жены режиссера, счастье должно быть тихим и скрытым от посторонних глаз. Не сдающемуся ни перед какими сложностями и препятствиями Митте пришлось покорно смириться с решением женщины, о чем он нам поведал в интервью.

Александр Наумович, с начала своей карьеры (в качестве художника-карикатуриста) и до сегодняшних дней, время от времени делает наброски-карикатуры, являющиеся для него своеобразным «дневником жизни». В нашем фильме вы увидите, как с помощью мультипликации рисунки Митты. Каждый из них — определенный момент жизни замечательного режиссера: съемки, любовь, взлеты, падения…

В фильме снимались: Александр Митта, Алексей Гуськов, Евгений Митта, Лилия Майорова, Алена Долецкая, Анатолий Елисеев, Ирина Мазуркевич, Вадим Абдрашитов, ученики Митты, выпускники Высших курсов сценаристов и режиссеров.

Фото

Александр Митта